Об ответственности за «телефонный терроризм»

Об ответственности за «телефонный терроризм»

В последнее время значительное распространение получил так называемый "телефонный терроризм". Исходя из положений ч. 1 ст. 207 Уголовного кодекса РФ (далее УК РФ) телефонным терроризмом следует считать заведомо ложное сообщение о готовящемся террористическом акте (взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий), совершенное из хулиганских побуждений.

Сам по себе террористический акт - уголовное преступление. Любые проявления, связанные с ложными сообщениями о готовящемся террористическом акте, также являются уголовно наказуемыми деяниями. Телефонные террористы, как следует из ст. 207 УК РФ, совершают ложные звонки исключительно из хулиганских побуждений по мотивам шуток, розыгрышей, а иногда и с целью отвлечения внимания правоохранительных органов от раскрытия реальных преступлений и предотвращения их совершения.

Уголовная ответственность за совершение преступления, предусмотренного ст. 207 УК РФ, наступает в отношении лица, достигшего ко времени совершения преступления 14 лет. При этом лицо должно осознавать, что сообщает ложные сведения о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность, и что это сообщение может вызвать панику, страх, беспокойство, нарушит общественную безопасность.

Если лицо добросовестно заблуждается и полагает, что его информация о готовящемся акте терроризма соответствует действительности, то ответственность исключается. Например, лицо увидело оставленный в транспорте какой-либо предмет, воспринятый им по внешнему виду как взрывное устройство, и сделало об этом сообщение в органы правопорядка, а после проведенной проверки обнаруженный предмет таким устройством не оказался.

Так, виновному лицу за ложное сообщение об акте терроризма из хулиганских побуждений может быть назначено наказание в виде штрафа до 500 тыс. руб., либо ограничение свободы на срок до 3 лет, либо принудительных работ на срок до 3 лет.

Если же акт телефонного терроризма совершен в отношении объектов социальной инфраструктуры (в том числе если он повлек за собой причинение крупного ущерба), то такие действия наказываются штрафом в размере до 700 тыс. руб., либо лишением свободы на срок до 5 лет.

Если указанные действия в виде акта телефонного терроризма совершены исключительно в целях дестабилизации деятельности органов власти, то такие действия наказывается штрафом в размере до 1 млн руб., либо лишением свободы на срок до 8 лет.

Следует учитывать, что общественная опасность такого преступления, предопределяет неизбежную атмосферу паники в обществе и срыв нормального функционирования учреждений и организаций. Подобные деяния, совершенные из хулиганских побуждений, тем не менее могут повлечь за собой по неосторожности смерть человека (или нескольких людей, а также иные тяжкие последствия).

В этом случае виновный может быть подвергнут штрафу в размере до 2 млн руб., либо лишению свободы на срок до 10 лет.

Следует отметить, что если ложное сообщение об акте терроризма сообщает лицо не достигшее к моменту совершения преступления возраста уголовной ответственности, то в этом случае бремя ответственности за материальный ущерб, связанный с организацией и проведением специальных мероприятий по проверке сообщения о преступлении возлагается на родителей (усыновителей) или попечителей, либо организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой несовершеннолетний находился под надзором. Указанные лица привлекаются в качестве гражданского ответчика и с них взыскиваются понесенные государством расходы в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

О требованиях к антитеррористической защищенности объектов спорта

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2015 № 202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта» установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов недвижимого имущества и комплексов недвижимого имущества, специально предназначенных для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий (далее - объекты спорта), включая проведение категорирования объектов спорта, осуществление контроля за выполнением настоящих требований и разработку паспорта безопасности объектов спорта.

Указанные требования не распространяются: на объекты (территории), подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации; на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, подлежащие охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны, порядка контроля за оборудованием и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны.

В целях установления дифференцированных требований по обеспечению антитеррористической защищенности объектов спорта осуществляется их категорирование.

Отнесение к определенной категории осуществляется на основании оценки состояния защищенности объектов спорта, учитывающей возможные последствия совершения террористического акта на данных объектах.

Возможные последствия совершения террористического акта на объекте спорта определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью.

Также утверждена форма паспорта безопасности таких объектов (территорий).

Профилактика терроризма и экстремизма в образовательных организациях

В силу статьи 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку гарантирована защита от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства.

Согласно требованиям статьи 1 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», профилактика правонарушений несовершеннолетних основывается, в том числе, на педагогических мерах, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремизмом, помимо прочего, понимаются: возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется путем принятия профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе, на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности (статья 3 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»).

Письмом Минобрнауки России от 28.04.2014 № ДЛ-115/03 для образовательных организаций подготовлены методические материалы для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет.

Статьей 20.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, а статьей 20.29 КоАП РФ - ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.

Указанные нормы законодательства требуют от учреждений сфер образования и культуры принятия мер по противодействию экстремизму: назначения ответственных должностных лиц, разработки конкретных профилактических мероприятий, включая изучение библиотечного фонда на предмет выявления материалов, признанных в установленном порядке экстремистскими, и т.д.

Ненадлежащее исполнение перечисленных требований может влечь установленную законом ответственность руководителей и работников названных организаций.

ЭКСТРЕМИЗМ уголовная и административная ответственность!

Частью 2 ст. 29 Конституции Российской Федерации установлено, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

В силу ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистский деятельностью признается возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии и др.

Положениями ч. 1 ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигания национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 20.3.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Совершение указанного административного правонарушения влечет наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, или обязательные работы на срок до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток; на юридических лиц - от 250 тысяч до 500 тысяч рублей.

В случае совершения лицом аналогичного правонарушения в течение одного года после его привлечения к административной ответственности данное деяние образует состав преступления, предусмотренного ч.1 ст. 282 УК РФ.

Санкцией данной нормы предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, либо принудительных работ на срок от 1 года до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишения свободы на срок от 2 до 5 л

Административная ответственность за оскорбление

Статьей 5.61 КоАП РФ установлена административная ответственность за оскорбление, которая содержит 5 частей.

Оскорбление – унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 100 тыс. до 200 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ).

Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации либо совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», или в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на должностных лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб.; на юридических лиц – от 200 тыс. до 700 тыс. руб. (ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ).

Также установлена ответственность за:

– непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет»;

– оскорбление, совершенное лицом, замещающим государственную или муниципальную должность либо должность государственной гражданской или муниципальной службы, в связи с осуществлением своих полномочий (должностных обязанностей);

– повторное оскорбление, совершенное лицом, замещающим государственную или муниципальную должность либо должность государственной гражданской или муниципальной службы, в связи с осуществлением своих полномочий (должностных обязанностей).

Дело об административном правонарушении по ст. 5.61 КоАП РФ, возбуждаются исключительно прокурором.

 При этом, граждане по факту оскорбления могут обращать с заявлениями в органы полиции, для установления обстоятельств   и опроса лиц, причастных к данному событию, а после чего собранный материал будет передан в органы прокуратуры для принятия процессуального решения.

Дата создания: 25.12.2023 02:18

Дата последнего изменения: 25.12.2023 02:23

На главную страницу